«Сосны» не шумят.
Вчера разобрались с «Вербой», сегодня – о другом «дереве». На полигонах Сухопутных войск летом должны состояться государственные испытания новейшего российского мобильного зенитного ракетного комплекса «Сосна».
Представьте, что вы – командир полка, и ваш полк должен выстроиться в колонну и вместе с автомобильной и бронетехникой переместиться маршем километров так на пятьсот. Вы командир опытный и неглупый: ощетинились всевозможным оружием, попрятали всех за броню, выставили впереди и сзади мобильные дозоры, а бойцов из первой и последней машин колонны (на всякий случай – еще и в середине строя) вооружили ПЗРК «Верба»… И тут вас пронзает мысль: а что если рядовой пехотный просто проспит вражескую летательную машину или был в наряде, когда учили стрелять из «трубы»? Тогда вы, скорее всего, попросите в прикрытие «Стрелу». Но вам дадут кое-что получше – новенький ЗРК «Сосна».
Одна маленькая деталь
Представитель компании-разработчика заявил, что ЗРК «Сосна» должен заменить прекрасно зарекомендовавший себя и не раз модернизированный комплекс «Стрела-10». Внимательный читатель заметит: мол, в войсках есть и почти новый «Панцирь», и недавно усовершенствованный «Тор». И тот и другой предназначены для прикрытия колонн на марше и организации противовоздушной обороны в полковом звене. Зачем нам еще и «Сосна»?
Дело в том, что комплексы «Стрела», «Панцирь» и «Тор» работают по принципу активного радиоизлучения, а оно – настоящая приманка для противорадиолокационных ракет. Поэтому спасибо разработчикам «Сосны», которые сделали максимум для того, чтобы этот комплекс был вообще не заметен противнику – то есть не «шумел». Нет, движок-то у него ревет что есть силы. Но ракеты на шум двигателей прилетают куда реже, чем на излучение РЛС.
Дюжина помощников
Основой ЗРК «Сосна» является ОЭСУ – высокоточная помехозащищенная оптико-электронная система управления. Принцип ее действия – слушать и смотреть молча: вся аппаратура работает исключительно на прием, и радиосигнал включается лишь на пару секунд для наведения на разгонном участке полета ракеты, после чего функционируют только лазерные системы наведения. Никакого радиошума.
Задача ОЭСУ – обнаружить и захватить цель, сопровождать ее с измерением координат, навести высокоточный лазерно-лучевой канал управления ракетой на цель. Остальное – дело ракет.
Их у «Сосны» двенадцать (это много; к примеру у «Стрелы-10» ракет всего четыре). Причем они не только высокоточные и высокоскоростные, но и относительно небольшие – это позволило избавиться от необходимости иметь в составе комплекса транспортно-заряжающую машину. Как заверяют создатели, ракеты эти не нуждаются в дополнительных проверках или испытаниях в течение всего срока службы. Вооружению «Сосны» льстят и цифры ТТХ: дальность поражения целей, летящих на высоте до 3,5 километров, – от 1,2 до 8 километров, подлетное время на максимальной дальности – всего 10–11 секунд.
ЗРК «Сосна» может работать в составе батареи, причем боевые машины с помощью установки различных модулей легко оборудовать как ракетным, так и пушечным или смешанным вооружением. Целеуказания на пусковые могут поступать как от старшего командного пункта, так и от собственной ОЭСУ (она, к слову, почти не реагирует на туман и дым). Возможен и полностью автономный режим работы, когда используются секторный поиск, круговой обзор и обнаружение цели в пассивном режиме.
Помимо прочего, комплекс «Сосна» гораздо дешевле своих уважаемых аналогов: мелочь (на самом деле нет), а приятно.